четверг, 26 апреля 2007 г.

Измени отношение для достижения успеха

Многим из нас хотелось бы быть более успешными в жизни, достигать более высоких целей, иметь больше друзей, больше общаться, больше знать и так далее, при этом мы понимаем, что все это мы могли бы иметь, если бы только чуть по-другому себя вели, чуть иначе относились к себе и к другим, обладали какими-то качествами, которых сейчас нет или которые мы сами в себе бессознательно подавляем. Как же всего этого добиться, как изменить себя и сделать себя более успешным человеком?

  1. В общении с собой перестаньте использовать частицу «не». Знаете этот прикол про фразу «не думай о розовой обезьяне», после которой мозг уже ни о чем другом, кроме обезьяны думать не может. Так вот исследования показывают, что наш ленивый мозг, слыша предложение, понимает его в целом, при этом не учитывая частицу «не». Поэтому только подумайте, что понимает ваш мозг, когда вы ему говорите «я не буду бояться», «я не провалюсь на этой работе», «я не буду стесняться» и т.д. Так что в общении с собой используйте только позитивные фразы, которые дадут вашему мозгу руководство к действиям, например: «я легко справлюсь с этим заданием», «я достигну этой цели», «я победитель» и т.д.
  2. Воспитывайте в себе те качества, которых вам не хватает. Для этого существует определенное НЛП упражнение:

    Шаг I: Станьте в комнате так, чтоб перед вами было расстояние в 2-3 метра. Представьте себе на полу яркое кольцо, любого цвета, желательно как можно ярче.

    Шаг II: Подумайте о том качестве, которое вы хотели бы в себе развить. Например, вы хотели бы стать более успешным. Тогда подумайте об успехе, о том, как вы представляете себе ваш успех. Свяжите слово успех с тем кольцом, которое вы представили перед собой. Произнесите это слово и шагните в кольцо.

    Шаг III: Стоя в кольце вспомните о самом успешном моменте в вашей жизни, ощутите все те же переживания, которые были у вас в тот момент, улыбнитесь как тогда, как можно дольше оставайтесь в этом состоянии, при этом посмотрите на кольцо в котором вы стоите и представьте, что оно становится более ярким, начинает просто гореть.

    Шаг IV: Теперь подумайте о следующем качестве, которое вы хотите в себе развить, снова представьте себе следующее кольцо и ступите в него, но при этом, вы мысленно должны представить себе, что переходя в следующее кольцо первое пристало к вам и двигается с вами.


     

    Не бойтесь того, что вы можете что-то неправильно себе представить, этого не произойдет, так как мозг сам выберет оптимальную картинку, которая на него повлияет, поэтому просто время от времени делайте это упражнение и у вас все получится.

  3. Не отказывайтесь от комплиментов. Согласитесь, очень часто, говоря человеку комплимент вы слышите в ответ: «да ладно, не так уж много я сделал» или «ну да, но я мог и лучше» или даже «это мог сделать любой». Нас воспитывают с тем принципом, что человек не должен слишком гордиться собой из-за чего человек так и отвечает. Не стоит этого делать, вам сделали комплимент, так относитесь к нему как к деньгам, то есть не отказывайтесь от него! Скажите «Спасибо» и улыбнитесь, дайте своему мозгу осознать, что все хорошо, что вы молодец. Каждый комплимент – это позитивный настрой, хорошее настроение и т.д.

понедельник, 23 апреля 2007 г.

Как выполнять невыполнимые задачи

Все мы сталкиваемся с такими задачами, которые, как мы думаем, невыполнимы из-за своей величины и серьезности. Такими задачами чаще всего являются задачи связанные с самосовершенствованием, с достижением личных целей изменением себя. К примеру, задача «Стать более оптимистичным», чтоб выполнять одну из ключевых компонентов формулы успеха, или «Воспитать в себе силу воли», «Улучшить свое физическое состояние» и т.д. и т.п. Задачи понятные, но при этом, настолько крупные, что человек, начиная их выполнять, теряется, так как не может контролировать то, насколько он близок к цели. Как же подступаться к таким задачам?

Попробуйте разбить эту задачу на множество более мелких задач (например, с помощью карт мышления, о которых я уже писал) и чем мельче они будут, тем лучше. Потом начинай выполнять каждое из мелких заданий, даже притом, что ты понимаешь, что вклад выполнения этого задания очень незначителен для большой цели. Такое достижение цели шаг за шагом даст тебе большое преимущество: во-первых, описание большой проблемы с помощью маленьких задач даст тебе более понятное представление о самой твоей проблеме; к примеру, для тебя развитие силы воли именно в твоем случае – это возможность просыпаться пораньше и делать зарядку, а для другого – это что-то совершенно иное. Во-вторых, постепенное выполнение дает ощущения продвижения в вопросе, а это дает вам оптимизм и вы с большей силой начинаете браться за новые задачи, а это очень важно, так как чаще всего именно из-за того, что человек не видит прогресса, он останавливает работу по какому-либо вопросу.

  • К примеру, задание «Развить в себе оптимизм» - очень сложное, но насколько просто с ним справится если заставить каждую неделю выполнять одно из мелких заданий:
  • Проснуться утром и улыбнуться своему отражению
  • Посмотреть перед уходом на работу в зеркало и сказать себе комплимент
  • Улыбнуться всякий раз, когда ты сталкиваешься с какой-либо проблемой
  • Заставлять себя думать о чем-то другом, как только появляются плохие мысли
  • Запретить себе говорить: «Я не могу», «У меня не получится»

И т.д.

Видите, задачи очень простые, говоришь себе, что надо выполнять одну из задач каждую неделю, а потом ее выполнять и дальше – и большая цель становится все ближе…

Дерзайте, и помните, что человеку под силу ВСЁ!!!!

четверг, 19 апреля 2007 г.

Вопросы, которые могут изменить жизнь

Большинство людей хотят в жизни быть более продуктивными, больше успевать, достигать своих целей, самосовершенствоваться. Но как же достичь этого? Попробуйте раз в неделю, например в воскресенье, задать себе такие вопросы:

  1. Что я попытаюсь улучшить на следующей неделе?
  2. Чем я могу гордиться из того, что я сделал на прошлой неделе?
  3. Каким было мое самое большое достижение на прошлой неделе?
  4. Что я сделал за прошлую неделю, чтоб приблизить выполнение своих жизненных целей?
  5. Что мне было тяжело сделать на прошлой неделе и почему?
  6. На что я даром потратил больше всего времени?
  7. Из-за какого поступка мне было стыдно?

Такие вопросы выполняют две цели: сначала, рассматривая свои достижения, вы поднимаете собственную самооценку и понимаете, что вам все под силу; потом вы рассматриваете на что зря тратите время и за какие поступки вам стыдно, следовательно, вы можете не допустить повторения этого на следующей неделе.

 

воскресенье, 15 апреля 2007 г.

Ошибки стратегии

Менеджерам очень часто приходится принимать очень важные вопросы, которые связаны с постоянной работой предприятия, а также со стратегией предприятия, как краткосрочной, так и долгосрочной. При этом часто даже очень хорошие менеджеры допускают ошибки и достаточно серьезные. Во время консультаций и разработки стратегии, я пытаюсь уберечь компании от таких ошибок, хотя это очень сложно. Поэтому я решил описать причины таких ошибок.

  1. Чрезмерная самоуверенность. Прошу не путать с нормальной самоуверенностью, которая позволяет людям создавать предприятия, завоевывать новые рынки и т.д. Я же говорю о тех моментах, когда менеджмент начинает слишком верить в успех любых своих решений и начинает сокращать время, которое тратится на анализ решения, а также на обсуждение его. Поэтому, разрабатывая стратегию, стоит делать следующие действия:
    1. Проверить стратегию с применением большого количества сценариев, которые могут возникнуть при ее воплощении в жизнь. Только не стоит предлагать выбор из 3, так как чаще всего принимается средняя (так как всегда есть, пессимистическая, оптимистическая и средняя), вот все и берут среднюю, называя ее «реалистичной».
    2. Разработав пессимистичный сценарий (а его обязательно надо рассмотреть) отнимите от результата еще 15-20%, так как в каждом из нас живет оптимист, и при разработке бизнес-сценариев он просыпается и «диктует» вам более оптимистичные цифры
    3. Выбрав стратегию, которой компания будет руководствоваться стоит доработать ее и сделать ее как можно более гибкой по отношению к тому, что может происходить на рынке и что могут делать конкуренты
  2. Деление денег на категории, имея разное отношение к разным категориям. Это происходит повсеместно. Часто можно увидеть, что компания, например, внедрила систему сокращения издержек и придерживается ее, увеличивая прибыль и денежный поток, но при этом, запуская новый проект, менеджмент совершенно не следит за расходами, считая, что это деньги на развитие, а это «другое». Так же можно привести другие примеры, когда в P&L (отчет о прибылях и убытках) добавляется все больше строк расходов и к некоторым строкам совершенно другое отношение. Как, например, смотря на строку «мобильная связь», в которой будет стоять в год сумма $12.000, будет возникать куча вопросов, почему и как, куда звонят и т.д., а на строке «развитие» с суммой $870.000, никто даже не задаст ни одного вопроса. Поэтому относитесь пожалуйста к каждой копейке одинаково, не надо их мысленно делить на категории.
  3. Предпочтение статус-кво. Все люди предпочитают сохранение статуса-кво, то есть ничего не менять, не очень рисковать, боятся потерять то, что уже имеют. Именно такому же ходу мыслей подвержены менеджеры, когда спустя несколько лет уменьшается количество не только рискованных проектов, но и проектов направленных на развитие вообще. При этом, хуже всего не это, а то, что менеджмент перестает улучшать эффективность самой компании, боится что-то менять для того, чтоб устранять ошибки, которые есть в компании, руководствуясь мыслью, что все и так работает хорошо.
  4. Якорение. Чаще всего процесс якорения используется в НЛП (нейролингвистическое программирование) для каких-угодно действий. Но вообще этот процесс происходит с нами всегда, мы мысленно привязываем одно событие к другому, или человека к событию. Таким же образом люди мысленно привязывают одноразовый успех какой-то успех компании к тому, как хорошо работает эта компания и начинают ей слепо доверять (такое может происходить с ПИФами, инвестиционными компаниями, отдельными проектами). Не следует этого делать, пытайтесь всегда мыслить рационально, проверяйте данные, анализируйте, однажды успешное действие может не быть успешным в другой раз.
  5. Невозможность отказаться от неэффективного проекта. Такое часто происходит в инвестиционных проектах и в капитальных вложениях, когда компания вложила какую-то сумму денег, например $10 млн. при этом проект никак не начинает работать, требуя еще денег, довкладывается еще $2 млн. и все еще никакого результата, потом еще $1 млн. и еще $1 млн. И никак менеджмент не может остановиться и просто признать, что проект нерабочий и лучше все же списать на неудачу всего $10 млн., а не $14 млн. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:
    1. Анализируйте ваши инвестиционные проекты
    2. Будьте готовы закрыть ваш проект, если вы видите, что он не дает результатов
    3. Используйте целевое инвестирование, то есть, вся сумма делиться на этапы, выдаются средства на этап, и пока не будут достигнуты цели этого этапа, деньги на следующий не выдаются
  6. Стадный эффект. Компании вкладывают в то, во что вкладывают другие, так как считают такую стратегию менее рискованной, не думая при этом об инновациях, а без них, как известно, очень тяжело получить весомый эффект. Поэтому будьте готовы к экспериментам и не стоит только повторять действия конкурентов.
  7. Переоценка того, как другие относятся к вашему мнению. Часто люди переоценивают то, насколько другие разделяют их мнение. Исследования показывают, что:
    1. Человек ищет те факты и выслушивает те мнения, которые подтверждают его мнение
    2. Человек помнит только те факты и прецеденты, которые подтверждают правоту его мнения
    3. Человек очень быстро соглашается с любым доказательством своей правоты, даже при том, что эти доказательства могут быть неподтвержденными и содержать ошибки
    4. При групповом обсуждении часто человек соглашается с мнением большинства, хотя это мнение может быть ошибочным.

    Поэтому в компании:

  • анализируйте каждое предложение, вне зависимости от того, от кого оно исходит
  • если при принятии какого-то решения была высказано мнение, которое не совпадает с мнением большинства – проверьте это мнение, возможно оно правильное
  • Попросите группу не поддержать ваше мнение, а наоборот опровергнуть и выслушайте все опровержения, возможно, что идея действительно хорошая, и тогда опровержения будут недостаточно вескими, а может быть и наоборот

пятница, 13 апреля 2007 г.

Основные элементы стратегического планирования:

Продолжая тему постановки системы стратегического планирования в компании, хочу представить вам список основных элементов эффективной системы стратегического планирования. Элементов может быть больше – это зависит от системы планирования на каждом отдельном предприятии, но отсутствие хотя бы одного из этих основных элементов грозит провалом системы:

  1. Принятие во внимание изменений, которые происходят в бизнес среде
  2. Трезвая оценка возможностей и ограничений компании
  3. Принятие во внимание желаний акционеров
  4. Анализ компании, конкурентов, индустрии, национальной экономики и международной экономики
  5. Формулировка миссии и целей стратегии
  6. Постоянный процесс отслеживания критических изменений в бизнес среде
  7. Создание системы внутреннего контроля за производительностью
  8. Создание долгосрочных стратегических программ
  9. Формулировка среднесрочных программ и постановка краткосрочных заданий
  10. Изменение в структуре организации, ее финансировании и т.д. для того, чтоб внедрять стратегию
  11. Правильное распределение информации и получение «обратной связи» от всех влияющих на выполнение стратегии сотрудников
  12. Рассмотрение и трезвая оценка всех происходящих процессов с возможностью корректировки для достижения поставленных целей


 

среда, 11 апреля 2007 г.

Модный IPO

Такой заголовок я выбрал не случайно, ведь сейчас тема выхода компании на IPO очень обсуждаема владельцами и менеджерами предприятий. Вопросы об IPO я очень часто слышу во время консультаций.

Что же такое IPO? IPO (initial public offering) – это первичное размещение акций на фондовой бирже, то есть продажа какой-либо части акций компании на международном рынке для получения определенных результатов. Каких же можно достичь результатов выходя на IPO:

  • Получить доступ к относительно дешевым финансовым ресурсам за счет продажи акций. В свою очередь компания за эти деньги может вернуть кредиты (например те, которые взяты под слишком невыгодный для компании кредит), рассчитаться с долгами, а также (что и есть самым главным) вложить эти деньги в дальнейшее развитие компании, создать новые продукты для выхода на другие рынки, запустить более масштабную рекламную кампанию и т.д.
  • Улучшить имидж компании из-за чего также иметь возможность получать более дешевые кредиты банках. Так как после выхода на IPO за вашей компанией и ее показателями очень сильно следят финансовые аналитики, инвесторы, банкиры и т.д., то в случае, если ваши акции растут в цене – % ставки по кредитам падают, так как вам больше доверяют
  • Выход компании на IPO также дает владельцу очень четкий показатель стоимости компании, что может очень помочь владельцу компании, ведь следя за ценой покупки/продажи акций, он точно знает в какой момент и за сколько он может свободно выйти из этого бизнеса и, например, направить деньги в другой проект.
  • В случае, если акций выпущено много и они находятся в постоянной покупке/продажи из-за чего они и дальше растут, тогда компания может использовать свои у нее акции для того, чтоб расплачиваться за другие компании (если она так захочет расширяться), экономя, таким образом, деньги, которые необходимы компании для ежедневных операций.
  • С помощью акций компания также может построить более правильную систему мотивации, в которой кроме денежного вознаграждения сотрудник также получает акции компании или, например, в конце года получает разницу между рыночной ценой акций на момент приема на работу и ценой на момент выдачи бонуса. В таком случае намного проще внедрять какие-либо инициативы направленные на увеличение стоимости бизнеса.
  • Еще одно из важных преимуществ IPO – это изменение имиджа компании в лучшую сторону, а также более доверительные отношения с партнерами и клиентами (тем более если вы работаете на рынке business-to-business).

Все эти плюсы IPO компания может получить только если первичное размещение акций было успешным, если же нет, тогда вы получите ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ эффект всех тех событий, которые описаны выше, ведь если размещение не удалось, тогда и ваш имидж и ваш кредитный рейтинг ухудшаться, не говоря уже о том, сколько денег вы потратите на сам процесс.

Какие все же минусы IPO для наших компаний:

  • Дороговизна IPO. В среднем, компания при выходе на IPO должна понимать, что от 7% до 10% от полученной суммы возьмут за работу консультанты, аналитики и специалисты, без которых этот процесс почти невозможен. Поэтому сразу следует понимать, что если ваша цель привлечь $5 - $10 млн. на развитие бизнеса, тогда стоит рассмотреть другие источники финансирования
  • Продолжительность процесса. Весь процесс выхода на IPO занимает от 1 до 3 лет. Слишком уж серьезная ведется подготовка к этому событию.
  • Открытость компании. Однажды выходя на IPO, вы открываете свою компанию для внешних сил, поэтому теперь любое действие менеджеров или владельцев бизнеса может повлечь за собой падение курса акций, нестабильность и т.д. К тому же, отдавая часть акций сторонним силам, будьте готовы к тому, что люди купившие эти акции могут на законных правах вмешиваться в деятельность компании и указывать вам как и что делать, иначе они будут срочно избавляться от акций, тем самым понижая их цену и доверие к компании.
  • Сложность процесса. Процесс выхода не только долог, но и сложен, принимая такое решение, будьте уверены, что ни владелец ни менеджеры компании не отступят и доведут дело до конца, еще и в лучшем виде.

Есть еще кое-что, что я хотел бы сказать об IPO, а именно то, что по статистике 80% средств полученных в следствие IPO забирает владелец компании на собственные нужды и только 20% идут на развитие компании. Поэтому, если у вас нет четкого представления о том, куда именно вы направите деньги от IPO, тогда не стоит этим заниматься.

При всем при этом, один из плюсов, который я вижу – это пред IPO подготовка. Просто когда компания готовится к IPO ей необходимо пройти очень долгий путь по выстраиванию организационной структуры, построению эффективных бизнес-процессов, улучшению мотивации сотрудников, увеличению эффективности работы компании и т.д. Вот именно в это время БЛАГОДАРЯ УВЕЛИЧИВШЕЙСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ компания может увеличить свою прибыль и свой кеш-флоу в разы, что, в свою очередь, дает новые возможности компании.

В общем, думайте, дерзайте! Если будут вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу.

понедельник, 9 апреля 2007 г.

Наш ленивый мозг

Вчера мне пришлось пообщаться с человеком, который на волне успеха Кашпировского, Чумака и т.д. стал местным экстрасенсом, лечил людей, рассказывал им о их судьбах, в общем полный набор. И вот он, для того, чтоб показывать насколько он силен приводил примеры того, насколько он может правильно угадывать мысли J. Вот пример одного из его трюков: «загадайте любое трехзначное число, непарное», буквально в тот же момент он говорит: «Только не говорите, что загадали 333», и все в этом роде. Вот я и решил чуть описать почему получаются такие трюки (поверьте, если вы сейчас попробуете это с вашими друзьями, то в большинстве случаев они загадают именно это число».

Так вот все эти трюки возможны именно из-за ленивости нашего мозга… Да-да, наш мозг действительно очень ленив и поэтому пытаясь достать какую-либо информацию, которая ему необходима очень быстро он, скорее всего, будет стараться привязаться к какой-то информации, которой он располагал в самое ближайшее время. То есть если вы, например, обращаетесь к своему сотруднику: «напомни, пожалуйста, какие были цифры у нас в 2005 году, вроде миллион четыреста, или нет?», то будьте уверены, что только если он вчера или позавчера не открывал и не пересматривал эти цифры, то он назовет число близкое к 1.400.000. Вот именно так работает наш мозг, ему преподнесена информация о числе 1.400.000 и тут просят порыться в закромах памяти и дать другую цифру, он не будет долго думать и назовет что-то близкое к этому числу. Вот и тот фокус, о котором я говорил, действует по такому принципу, мозг просят дать трехзначное число (у мозга уже есть число 3), при этом оно должно быть непарным (а три как раз подходит), поэтому мозг даже не думая дает именно 333.

Так что не попадайтесь на такие фокусы и старайтесь думать, а не давать другим играться с вами такими фокусами.

Зато если хотите, вот вам другой фокус. Попросите человека сказать ему три последние цифры его телефона (это напряжет его мозг, ведь в основном человек запоминает номер в формате «три цифры-две-две», поэтому три последних заставляют его изменить этой методике). А потом спросите его год рождения Чингисхана или что-то похожее, что человек учил давно и для чего надо напрячь мозги. Просите именно назвать год, поверьте, чаще всего человек назовет трехзначное число и за 1000 даже не уйдет.

Я проверял этот фокус и из 5-ти человек все так и поступили. Один же человек ответил «не знаю, насколько помню по истории, где-то в XII столетии» (год рождения так досконально и неизвестен, сейчас придерживаются мысли, что 1167), то есть он просто помнил историю, но я все же потребовал год и он сказал «967»… Вот так! Я спросил, почему он, зная правильный век, назвал совершенно неподходящий год, и он объяснил, что когда надо было назвать именно год, он задумался о том, когда было крещение Руси и т.д. В общем даже в этом случае правило сработало. J

четверг, 5 апреля 2007 г.

Басня…

Две лягушки жили в одном пруду. В летний зной пруд пересох; лягушки покинули его и решили вместе искать новое жилье. По дороге случилось им проходить мимо глубокого колодца, доверху наполненного водой. Глядя на колодец, одна лягушка сказала своей подруге: «Давай останемся здесь и обоснуемся в этом колодце, он даст нам кров и пищу». Другая отвечала с сомнением: «Но представь, что из него уйдет вода, - сможем ли мы выбраться из такой глубины?»

Мораль: Не делай ничего не подумав о последствиях

среда, 4 апреля 2007 г.

Борьба с кризисами

В жизни каждого человека может произойти кризис, для кого-то это увольнение с работы, для другого – смерть любимого человека, еще может быть тяжелая болезнь или инвалидность и т.д. Для каждого понятие кризиса немного отличное от других людей, но в любом случае – это ситуация из которой на данный момент человек не видит выхода и которая часто выбивает человека из колеи привычной жизни и заставляет впасть в депрессию и, возможно, разувериться в жизни.

Главное в такой момент все же сохранять самообладание и не опускать руки. Я прочел советы одного человека, который в 52 года, будучи успешным человеком в бизнесе, вдруг получил травму в результате которой ему парализовало ноги, сейчас он признает, что его жизнь стала еще более интересной, у него не только появилось больше работы, но и работа стала более обширной с намного более широкими горизонтами. Вот какие советы он дал людям в момент кризиса:

  • Из всех возможных вариантов всегда выбирайте движение вперед. В первый момент после происшедшего кризиса у любого человека появляются очень тяжелые мысли, которые не только не помогают человеку выйти из этой ситуации, но и усугубляют ее. Ни в коем случае не позволяйте себе думать о таком. Думайте о позитивном, думайте о том, что всё было и будет хорошо. В жизни не может быть иначе.
  • Ищите новые перспективы. Не пытайтесь найти причины того, из-за чего произошло то, что произошло, в любом случае, изменить этого уже нельзя, поэтому лучше подумайте о том, как вы будете жить дальше и что вы все еще можете делать. Думайте о том, какие возможности остались и какими еще можно воспользоваться.
  • Воссоздайте себя. Из-за кризиса человек чего-то лишается, но он может найти силы для того, чтоб изменить себя в такую сторону, чтоб добиться, даже большего. Как например, парализованный человек понял, что если он не станет более решительным и не будет сам идти на контакт с другими людьми, то с ним просто никто не будет общаться.
  • Повышайте планку. Человек, который смог пережить кризис уже молодец, но на этом нельзя останавливаться, надо повышать свою планку и идти дальше, надо сказать себе, что «я уже испытал худший из вариантов, почему не рисковать?».

Эти советы подходят и людям, которые находятся в критическом положении и просто людям, которые разуверились в работе или начинают считать свою жизнь неудавшейся. Человек, при желании, может добиться чего-угодно, главное этого захотеть и не сидеть сложа руки.

вторник, 3 апреля 2007 г.

Решение сложных задач с помощью карт мышления

Мы часто сталкиваемся в жизни и в работе с решением сложных проблем. И менеджеры, и сотрудники часто сталкиваются с такими проблемами с которыми просто непонятно как разбираться, с чего начать. Вот именно для таких сложных проблем я и предлагаю вам использовать простой инструмент – карты мышления (от англ. «mindmap»).

По своему принципу карта мышления – это постепенное раскладывание проблемы на более мелкие задачи, решение которых помогут в дальнейшем решить эту проблему. Далее каждая меньшая задача раскладывается на еще более мелкие подзадачи и т.д. до того момента, пока перед вами не будет список из простых задач, решение которых решит большую проблему.

Для наглядности возьмем простой пример, который чаще всего использую, когда провожу первую консультацию. При этом я на самом деле часто видел людей, которые после небольшого брейнсторминга на котором я использовал этот метод, были просто поражены его простотой и действенностью.

Например, клиент хочет увеличить прибыль предприятия (хотя в Украине чаще говорят об увеличении денежного потока, а не прибыли J). Проблема сложная, начинаем думать, первое, что приходит на ум – увеличить доходы и уменьшить расходы


Теперь идем дальше. Как можно увеличить доходность? Дальше можно предложить множество вариантов: продавать больше, продавать дороже.

Берем вопрос, как мы можем продавать больше товара: выпускать больше товаров и экономить на эффекте масштаба, придумать новую систему мотивации продавцов, увеличить расходы на рекламу, расширить ассортимент продукции и т.д.

Принцип понятен, вы сами можете продолжать этот список насколько хотите долго, а уже после этого анализировать, какой из вариантов более подходит для компании, с какими из задач вы сможете справиться, а с какими нет.


Надеюсь, что этот простой и эффективный инструмент даст вам возможность более продуктивно решать проблемы с которыми может сталкиваться ваша компания.

понедельник, 2 апреля 2007 г.

Рациональность лидера

Посмотрел на этой неделе фильм «300 спартанцев» и решил поделиться с вами мыслями о лидерстве, которые возникли при просмотре фильма. И, возможно, узнать ваше мнение по поводу правильности действий царя Леонида именно в этом фильме.

С психологической точки зрения все ясно – если человека с раннего детства учить, что самой большой наградой в его жизни может стать только смерть в бою, то понятно, что человек всю жизнь будет подсознательно думать только об этом, а если он подсознательно этого хочет, то он этого, в конце концов, добьется (об этом я уже писал в «ваша судьба в ваших руках»).

С эмоциональной точки зрения царь молодец – образец мужества, величайший полководец и лидер и его образ многим импонирует.

А как насчет рациональности? Считаете ли вы рациональными его действия, и стоило ли ему в какой-либо момент одуматься и поступить иначе или нет?

Давайте попробуем спроецировать эту ситуацию на события, которые могли бы имеют место сейчас (конкурентные войны и M&A):

Существует компания, которая успешно работает на определенном рынке, имеет своих клиентов и при этом является лучшей в своем секторе (кстати, возможно я и ошибаюсь, но спартанцы были наемниками, именно это позволяло им всю свою жизнь посвящать войне, что им не надо было заботиться о земледелии, торговле и т.д.). Внезапно на этот же рынок приходит новый конкурент, который намного больше и сильнее, чем компания и начинается конкурентная борьба, при этом конкурент заметно побеждает из-за своих меньших издержек. В какой-то момент конкурент предлагает руководителю компании уйти с рынка, при условии, что все сотрудники останутся работать, только уже в компании конкурента (в первый раз посол предложил Леониду сдать «землю и воду» и все останутся живыми). В принципе – это поглощение.

Руководитель отказывается и вступает в битву (например, менеджер отговаривает всех акционеров от этой идеи), в своей борьбе за сокращение издержек и сохранении своей позиции. При этом во время этой борьбы он теряет большую часть своих лучших менеджеров и сотрудников (в нашем мире – они увольняются). Тогда ему приходит новое предложение от конкурента – слияние. При этом, владелец остается руководителем компании, все сотрудники также остаются на своих местах, руководитель участвует в управлении всей компанией и продолжает завоевывать рынок, только он уже работает не на себя, а на управляющую компанию. Лидер придерживается своей тактики.

Что получается в итоге? Компания лишилась своих лучших сотрудников, лишилась руководителя (совет акционеров выразил неудовлетворение его работой и уволил его), но так как другого такого выгодного предложения уже не будет они продолжают участвовать в этой конкурентной борьбе. У нее нет ясности насчет того, сколько еще компания должна потерять сотрудников только для того, чтоб компания осталась существовать и вообще каким будет результат этой борьбы.

Если посмотреть на эту ситуацию рационально, то правильно ли поступил руководитель???

Напишите (в комментариях или мне напрямую), что вы думаете по этому поводу.

P.S. Сейчас смотрю фильм «Игра» с Майклом Дугласом, тоже интересный фильм, но о суицидальном синдроме, который закладывается с детства…