вторник, 13 марта 2007 г.

Искусство войны в корпоративных реалиях

Древнейший трактат Суньцзы "Искусство войны" давно считался одним из основных пособий для менеджеров высшего уровня, вот я решил, что все же стоит его прочесть и составить свое мнение об этой книге.

Действительно, много чего, думаю, можно использовать в управлении компанией.

Для примера приведу короткий отрывок о пяти признаках победы:

"…Вот пять признаков, из которых можно узнать о победе:

Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит победу.

Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит победу.

Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит победу.

Тот, кто, будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит победу.

Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит победу.

Таковы пять путей узнать победу…"

Давайте посмотрим более подробно (трактовать каждый может по-своему, но вот мое видение)


 

  1. Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит победу - данное правило применимо в современной бизнес - среде. Допустим, существует компания, которая заняла определенную нишу на рынке, но при этом еще не обладает достаточным количеством ресурсом (человеческим и денежным) для того, чтоб бороться с крупными конкурентами, тогда возможно стоит рассмотреть возможность определенной стратегии, при котором компания не будет вызывать на себя откровенную конкурентную борьбу, а будет наоборот избегать ее, при этом наращивая свою клиентскую базу благодаря узкой специализации. Таким образом, компания не только избежит затяжной и, возможно, летальной конкурентной борьбы, но и укрепит свое положение на рынке и потом начнет наступление.

    Возможно, примером может служить компания Apple, которая своими продуктами привлекала определенного клиента, при этом до определенного момента не начинала жесткой борьбы против Microsoft (а где-то даже сотрудничала), теперь же, когда ее положение (даже при ее 10% рынка) незыблемо, начала жесткую кампанию против продуктов Microsoft

  2. Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит победу - под этими словами, можно предполагать, идет речь о том, что зная те конкурентные преимущества, которыми располагает твоя компания и правильно их используя, вы можете добиться даже большего, чем можно добиться большим количеством денег. Необходимо понимать, что ввязавшись в войну (конкурентную или настоящую) любой, самый младший сотрудник/воин должен быть использован в борьбе.

    Снова пример из новых технологий (уж простите), но очень интересно посмотреть на то, как продвигался(ется) новый продукт Microsoft Office 2007, кроме того, что компания потратила огромные деньги на промотирование пакета в СМИ, наружной рекламе и т.д., при этом были также применены и достаточно дешевые средства привлечения клиентов - компания способствовала созданию проджект-менеджерами Office 2007 собственных блогов, которые бы рассказывали о создании продукта, его новых функциях, об отличиях от предыдущих продуктов, о том, как выполнять определенные задачи с его помощью. Читателями этих блогов (например http://blogs.msdn.com/jensenh) стали миллионы людей из которых многие стали потенциальными покупателями.

    Вот Вам и пример, с одной стороны многомиллионный рекламный бюджет, а с другой - почти бесплатные интернет-блоги.

  3. Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит победу - об этом уже просто устали говорить консультанты - просто необходимо, чтоб о том, что делает и чего пытается добиться Ваша компания, знали все сотрудники. Ведь если Ваши сотрудники не знают чего хочет добиться руководитель или собственник, они не будут знать что и как делать, а тогда работа, в свою очередь становится скучной и противной.

    Поэтому из данного правила компаниям следует извлечь один урок - хотите, чтоб Ваша компания чего-то добилась - расскажите об этом сотрудникам, тогда Вы все вместе будете идти в одном направлении.

  4. Тот, кто, будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит победу - правило почти не требующее объяснения для больших корпораций, которые уже давно создали себе подразделения, которые занимаются стратегическим планированием и при этом не только рассматривают оптимистические (и, возможно, нереалистические) сценарии, но и ситуации, которые могут возникнуть, если все пойдет совсем не так, как хотелось бы.

    Для примера, можно взять компанию Toyota, у которой есть специально разработанный план того, что необходимо делать, если произошел сбой на каком-либо из многих заводов, которые производят запасные части и комплектующие для автомобилей Toyota. Именно такая предусмотрительность и дает возможность компании быть уверенной в том, что компания защищена от большинства неприятностей, которые могут случиться в процессе производства.

  5. Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит победу - один руководитель хорошо, но он не может делать и следить за всем, что происходит в компании, ему просто необходимо иметь команду, которая не только понимает и поддерживает руководителя, но и разделяет с ним стратегию развития и имеет много креативных мыслей для того, чтоб помогать компании. Если Вы, как руководитель, нашли такую команду или такого человека, тогда основной Вашей задачей будет не мешать ему, а доверять и в нужный момент поддерживать и поощрять, тогда они помогут Вам достичь Ваших целей и при этом будут увлечены и заинтересованы в работе, как в первые дни.

     
     

    Вы можете трактовать данные наставления совершенно иным способом, мне будет интересно узнать Ваши мысли по этому поводу, поэтому не стесняйтесь, оставляйте свои комментарии и, возможно, в споре, а точнее дискуссии, родится истина.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

разработка программ разработка сайтов http://web-miheeff.ru разработка программ