понедельник, 26 марта 2007 г.

Психология супер-сотрудников

Психология супер-сотрудников и как использовать её во благо компании…


 

Многие компании имеют у себя в штате сотрудников категории А, или супер-сотрудников (на западе их называют "overperformers"). Таких людей невозможно не заметить. Они всегда стараются больше всех, они всегда быстро продвигаются по карьерной лестнице, они очень быстро начинают зарабатывать больше остальных и т.д. Таких называют и выскочками и карьеристами(в хорошем смысле, так как я говорю только о тех людях, которые всего этого достигают своими силами и благодаря только своему упорству и настойчивости, а не о тех, кто просто льстит начальству и идет по головам для того, чтоб продвинуться по должности). В целом, таких супер-сотрудников выдают следующие действия:

  • Самые лучшие показатели за какой-либо период
  • Постоянное совершенствование, учеба
  • Внедрение новых методов работы для улучшения производительности
  • Попытки влиять на работу всей компании
  • Быстрое продвижение по службе, так как всех его действий просто не может не заметить начальство (если не замечает, тогда это уже у компании ОГРОМНЫЕ проблемы)

    В целом, в одной стороны, действительно лучший сотрудник - его работа приносит прибыль компании, его пример может вдохновлять других сотрудников на продвижение вперед, ему всегда можно доверить любую работу и он его выполнит также хорошо, как и все остальное. Но, как правило, такие люди не долго задерживаются на одной работе. В чем же проблема?

    Как оказалось, проблема у всех таких людей одна - психологическая травма. Согласно исследованиям, все сотрудники, которые настолько хорошо работают и так сильно стараются на самом деле испытывают сильнейшее чувство незащищенности, которое появляется у них еще в детстве. Скорее всего, такие люди еще будучи детьми не получали достаточное количество внимания, скорее всего, как хорошо бы они не учились, родители говорили им: "ты мог бы и лучше" и т.д. Из-за этого такого рода человек будет делать все, чтобы получить как можно больше признания на работе.

    При всем этом, существует 2 вида супер-сотрудников:

  1. Допустимый
  2. Нуждающийся в помощи

    Тип первый. Первый тип супер-сотрудника - это достаточно выносимый человек, который можно распознать по всем тем признакам, о которых я писал выше, но при этом этот человек не имеет настолько большого чувства собственной незащищенности и не требует повышенного внимания для того, чтоб продолжать и дальше работать во благо своей компании.

    Скорее всего такому сотруднику никогда не нужна будет психологическая помощь, а его энергию можно направить в мирное русло. В целом, советы по работе с таким сотрудником такие:

  • Ни в коем случае не преуменьшайте его вклада в выполнение какой-либо задачи. Такое, бывает, делают руководители для того, чтобы сотрудник не зазнался и не начал думать о себе слишком многого. Поверьте мне, этот человек уже так думет, но при этом это не мешает ему ТАК работать, а вот преуменьшение его вклада может отбыть у него охоту работать насовсем
  • Привлекайте его к обучению более юных сотрудников. Такого рода сотрудник зачастую достаточно лояльно относится к другим и при этом не чувствует конкуренции со стороны более молодых работников, поэтому он сможет с легкостью учить их работать, они же в свою очередь будут с вдохновением черпать у него желание к совершенству и делать все лучше и лучше
  • Давайте ему новые задания, которые будут давать ему возможность научиться чему-то еще, преодолеть какие-либо новые вершины и достичь новых высот, при этом не забывайте и о поощрении и мотивировании (и моральном и материальном)

    С таким сотрудником у начальства, в основном не будет никаких проблем, кроме одной. При этом необходимо всегда помнить о том, что такой сотрудник наиболее подвержен скуке. Поймите, он быстро рос по карьерной лестнице, намного перегонял своих сверстников по зарплате и должности, но в какой-то момент, когда в компании уже пока некуда дальше расти разница между ним и сверстниками уменьшается, он меньше учит что-то новое, работа делается все более автоматично и быстро и в конце концов он может искать новую работу именно для того, чтоб найти новую высоту и лезть на нее, а вам и вашей компании лучше этого не допустить

    Тип второй. Второй тип более болезнен, кроме всех тех качеств, которые есть и у первого типа, у этого сотрудника большее чувство незащищенности, ему просто необходимо слышать о том, насколько он незаменим, как много он делает и т.д.

    Болезненность такого сотрудника может быть просто поразительной. Например, в одной компании, в которой постоянно проводится аттестация сотрудников, один из таких людей просто выводил из себя свою жену, когда узнал, что его руководители оценили его работу на "отлично", при этом он ждал оценки "превосходно" (в комментариях в аттестации допускались любые слова, которые хотели использовать руководители). Только после того, как этот сотрудник смог достать другие листы аттестации и увидел, что такое слово просто никогда не использовалось в компании, он успокоился и понял ,что ему поставили высший бал.

    Правила поведения с такими сотрудниками следующие:

  • Не преуменьшайте его вклада, дайте ему его минуты и часы триумфа. Да, правило почти такое же. В конце концов, человек работал, хорошо работал, так воздайте ему за его работу, похвалите, поощрите материально, скажите другим, что им стоит у него чему-нибудь поучиться
  • Хвалите его, хвалите много и часто. Да, ему это надо, но это надо и вам, ведь он работает, а это нужно вам, как руководителю и компании в целом
  • Ставьте четкие границы. Часто такие люди не могут сами себе поставить границы работы - вы даете ему задание, сотрудник делает так много, что получив окончательный вариант, вы понимаете, что это в 3 раза больше, чем надо было ( ну и времени на это ушло чуть больше, чем вы бы хотели). Спрашивая у него кто его просил столько делать, он скорее всего скажет, что Вы. Поэтому если хотите получить определенный результат, так и скажите, что сделать надо то и то, но не надо делать больше.
  • Не давайте человеку идти просто по головам. Необходимо создать такие условия, чтобы человек не стал вредить команде ради достижения собственного успеха. Так произошло в одной из компаний. Сотрудник вел проекты, собирал команды, при этом на всех совещаниях он как можно больше критиковал все идеи членов команды, они в свою очередь придумывали новые идеи, но он критиковал и их и т.д. После этого, он приходил к себе, выбирал лучшие из идей и далее представлял результаты работы за свои. Конечно же, это было очень выгодно для компании, так как у них всегда был сборник из лучших идей, которые они всегда могли использовать, но через некоторое время другие сотрудники поняв его методы отказались с ним работать, а в дальнейшем это привело к его увольнению.

    Вот такие вот советы. Вам, как руководителю очень важно понять, к какому виду трудоголиков относится ваш сотрудник и действовать соответственно.

     
     

Комментариев нет: