воскресенье, 15 апреля 2007 г.

Ошибки стратегии

Менеджерам очень часто приходится принимать очень важные вопросы, которые связаны с постоянной работой предприятия, а также со стратегией предприятия, как краткосрочной, так и долгосрочной. При этом часто даже очень хорошие менеджеры допускают ошибки и достаточно серьезные. Во время консультаций и разработки стратегии, я пытаюсь уберечь компании от таких ошибок, хотя это очень сложно. Поэтому я решил описать причины таких ошибок.

  1. Чрезмерная самоуверенность. Прошу не путать с нормальной самоуверенностью, которая позволяет людям создавать предприятия, завоевывать новые рынки и т.д. Я же говорю о тех моментах, когда менеджмент начинает слишком верить в успех любых своих решений и начинает сокращать время, которое тратится на анализ решения, а также на обсуждение его. Поэтому, разрабатывая стратегию, стоит делать следующие действия:
    1. Проверить стратегию с применением большого количества сценариев, которые могут возникнуть при ее воплощении в жизнь. Только не стоит предлагать выбор из 3, так как чаще всего принимается средняя (так как всегда есть, пессимистическая, оптимистическая и средняя), вот все и берут среднюю, называя ее «реалистичной».
    2. Разработав пессимистичный сценарий (а его обязательно надо рассмотреть) отнимите от результата еще 15-20%, так как в каждом из нас живет оптимист, и при разработке бизнес-сценариев он просыпается и «диктует» вам более оптимистичные цифры
    3. Выбрав стратегию, которой компания будет руководствоваться стоит доработать ее и сделать ее как можно более гибкой по отношению к тому, что может происходить на рынке и что могут делать конкуренты
  2. Деление денег на категории, имея разное отношение к разным категориям. Это происходит повсеместно. Часто можно увидеть, что компания, например, внедрила систему сокращения издержек и придерживается ее, увеличивая прибыль и денежный поток, но при этом, запуская новый проект, менеджмент совершенно не следит за расходами, считая, что это деньги на развитие, а это «другое». Так же можно привести другие примеры, когда в P&L (отчет о прибылях и убытках) добавляется все больше строк расходов и к некоторым строкам совершенно другое отношение. Как, например, смотря на строку «мобильная связь», в которой будет стоять в год сумма $12.000, будет возникать куча вопросов, почему и как, куда звонят и т.д., а на строке «развитие» с суммой $870.000, никто даже не задаст ни одного вопроса. Поэтому относитесь пожалуйста к каждой копейке одинаково, не надо их мысленно делить на категории.
  3. Предпочтение статус-кво. Все люди предпочитают сохранение статуса-кво, то есть ничего не менять, не очень рисковать, боятся потерять то, что уже имеют. Именно такому же ходу мыслей подвержены менеджеры, когда спустя несколько лет уменьшается количество не только рискованных проектов, но и проектов направленных на развитие вообще. При этом, хуже всего не это, а то, что менеджмент перестает улучшать эффективность самой компании, боится что-то менять для того, чтоб устранять ошибки, которые есть в компании, руководствуясь мыслью, что все и так работает хорошо.
  4. Якорение. Чаще всего процесс якорения используется в НЛП (нейролингвистическое программирование) для каких-угодно действий. Но вообще этот процесс происходит с нами всегда, мы мысленно привязываем одно событие к другому, или человека к событию. Таким же образом люди мысленно привязывают одноразовый успех какой-то успех компании к тому, как хорошо работает эта компания и начинают ей слепо доверять (такое может происходить с ПИФами, инвестиционными компаниями, отдельными проектами). Не следует этого делать, пытайтесь всегда мыслить рационально, проверяйте данные, анализируйте, однажды успешное действие может не быть успешным в другой раз.
  5. Невозможность отказаться от неэффективного проекта. Такое часто происходит в инвестиционных проектах и в капитальных вложениях, когда компания вложила какую-то сумму денег, например $10 млн. при этом проект никак не начинает работать, требуя еще денег, довкладывается еще $2 млн. и все еще никакого результата, потом еще $1 млн. и еще $1 млн. И никак менеджмент не может остановиться и просто признать, что проект нерабочий и лучше все же списать на неудачу всего $10 млн., а не $14 млн. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:
    1. Анализируйте ваши инвестиционные проекты
    2. Будьте готовы закрыть ваш проект, если вы видите, что он не дает результатов
    3. Используйте целевое инвестирование, то есть, вся сумма делиться на этапы, выдаются средства на этап, и пока не будут достигнуты цели этого этапа, деньги на следующий не выдаются
  6. Стадный эффект. Компании вкладывают в то, во что вкладывают другие, так как считают такую стратегию менее рискованной, не думая при этом об инновациях, а без них, как известно, очень тяжело получить весомый эффект. Поэтому будьте готовы к экспериментам и не стоит только повторять действия конкурентов.
  7. Переоценка того, как другие относятся к вашему мнению. Часто люди переоценивают то, насколько другие разделяют их мнение. Исследования показывают, что:
    1. Человек ищет те факты и выслушивает те мнения, которые подтверждают его мнение
    2. Человек помнит только те факты и прецеденты, которые подтверждают правоту его мнения
    3. Человек очень быстро соглашается с любым доказательством своей правоты, даже при том, что эти доказательства могут быть неподтвержденными и содержать ошибки
    4. При групповом обсуждении часто человек соглашается с мнением большинства, хотя это мнение может быть ошибочным.

    Поэтому в компании:

  • анализируйте каждое предложение, вне зависимости от того, от кого оно исходит
  • если при принятии какого-то решения была высказано мнение, которое не совпадает с мнением большинства – проверьте это мнение, возможно оно правильное
  • Попросите группу не поддержать ваше мнение, а наоборот опровергнуть и выслушайте все опровержения, возможно, что идея действительно хорошая, и тогда опровержения будут недостаточно вескими, а может быть и наоборот

Комментариев нет: