среда, 11 апреля 2007 г.

Модный IPO

Такой заголовок я выбрал не случайно, ведь сейчас тема выхода компании на IPO очень обсуждаема владельцами и менеджерами предприятий. Вопросы об IPO я очень часто слышу во время консультаций.

Что же такое IPO? IPO (initial public offering) – это первичное размещение акций на фондовой бирже, то есть продажа какой-либо части акций компании на международном рынке для получения определенных результатов. Каких же можно достичь результатов выходя на IPO:

  • Получить доступ к относительно дешевым финансовым ресурсам за счет продажи акций. В свою очередь компания за эти деньги может вернуть кредиты (например те, которые взяты под слишком невыгодный для компании кредит), рассчитаться с долгами, а также (что и есть самым главным) вложить эти деньги в дальнейшее развитие компании, создать новые продукты для выхода на другие рынки, запустить более масштабную рекламную кампанию и т.д.
  • Улучшить имидж компании из-за чего также иметь возможность получать более дешевые кредиты банках. Так как после выхода на IPO за вашей компанией и ее показателями очень сильно следят финансовые аналитики, инвесторы, банкиры и т.д., то в случае, если ваши акции растут в цене – % ставки по кредитам падают, так как вам больше доверяют
  • Выход компании на IPO также дает владельцу очень четкий показатель стоимости компании, что может очень помочь владельцу компании, ведь следя за ценой покупки/продажи акций, он точно знает в какой момент и за сколько он может свободно выйти из этого бизнеса и, например, направить деньги в другой проект.
  • В случае, если акций выпущено много и они находятся в постоянной покупке/продажи из-за чего они и дальше растут, тогда компания может использовать свои у нее акции для того, чтоб расплачиваться за другие компании (если она так захочет расширяться), экономя, таким образом, деньги, которые необходимы компании для ежедневных операций.
  • С помощью акций компания также может построить более правильную систему мотивации, в которой кроме денежного вознаграждения сотрудник также получает акции компании или, например, в конце года получает разницу между рыночной ценой акций на момент приема на работу и ценой на момент выдачи бонуса. В таком случае намного проще внедрять какие-либо инициативы направленные на увеличение стоимости бизнеса.
  • Еще одно из важных преимуществ IPO – это изменение имиджа компании в лучшую сторону, а также более доверительные отношения с партнерами и клиентами (тем более если вы работаете на рынке business-to-business).

Все эти плюсы IPO компания может получить только если первичное размещение акций было успешным, если же нет, тогда вы получите ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ эффект всех тех событий, которые описаны выше, ведь если размещение не удалось, тогда и ваш имидж и ваш кредитный рейтинг ухудшаться, не говоря уже о том, сколько денег вы потратите на сам процесс.

Какие все же минусы IPO для наших компаний:

  • Дороговизна IPO. В среднем, компания при выходе на IPO должна понимать, что от 7% до 10% от полученной суммы возьмут за работу консультанты, аналитики и специалисты, без которых этот процесс почти невозможен. Поэтому сразу следует понимать, что если ваша цель привлечь $5 - $10 млн. на развитие бизнеса, тогда стоит рассмотреть другие источники финансирования
  • Продолжительность процесса. Весь процесс выхода на IPO занимает от 1 до 3 лет. Слишком уж серьезная ведется подготовка к этому событию.
  • Открытость компании. Однажды выходя на IPO, вы открываете свою компанию для внешних сил, поэтому теперь любое действие менеджеров или владельцев бизнеса может повлечь за собой падение курса акций, нестабильность и т.д. К тому же, отдавая часть акций сторонним силам, будьте готовы к тому, что люди купившие эти акции могут на законных правах вмешиваться в деятельность компании и указывать вам как и что делать, иначе они будут срочно избавляться от акций, тем самым понижая их цену и доверие к компании.
  • Сложность процесса. Процесс выхода не только долог, но и сложен, принимая такое решение, будьте уверены, что ни владелец ни менеджеры компании не отступят и доведут дело до конца, еще и в лучшем виде.

Есть еще кое-что, что я хотел бы сказать об IPO, а именно то, что по статистике 80% средств полученных в следствие IPO забирает владелец компании на собственные нужды и только 20% идут на развитие компании. Поэтому, если у вас нет четкого представления о том, куда именно вы направите деньги от IPO, тогда не стоит этим заниматься.

При всем при этом, один из плюсов, который я вижу – это пред IPO подготовка. Просто когда компания готовится к IPO ей необходимо пройти очень долгий путь по выстраиванию организационной структуры, построению эффективных бизнес-процессов, улучшению мотивации сотрудников, увеличению эффективности работы компании и т.д. Вот именно в это время БЛАГОДАРЯ УВЕЛИЧИВШЕЙСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ компания может увеличить свою прибыль и свой кеш-флоу в разы, что, в свою очередь, дает новые возможности компании.

В общем, думайте, дерзайте! Если будут вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу.

Комментариев нет: